Введение
Россия очень хороша в командных играх на всех уровнях, особенно до капитана (нилла), так как команда России как правило рашит, а соперники на низких уровнях не умеют защищаться, воют в одиночку и так далее. Плюс не всегда есть хорошая еда. На более высоких уровнях, где люди умеют защищаться, раш может быть куда менее эффективным, проигрывая тайминг пушу. Также Россией неплохо дефаться, этот вариант эффективен в 3в3, с выгрузкой командной карты на еду в эпохе, хорош в команде с бум цивами, особенно если они имеют быстрый переход в эпоху и доступ к стрелковой кавалерии (Голландия , Португалия). Связка стрельцов рейтаров/драгун нереально эффективна. Разберем каждый из двух вариантов.
Стратегии
Раш
По сути как в 2в2 так в 3в3 билд почти не меняется, разве что в 2в2 вам скорее всего придется делать в основном мушкетер, в том время как в 3в3 вы часто будете делать в основном стрельцов, так как помимо игрока, который делает кавалерию, у вас есть еще один игрок который может делать мушкектер. Билд очень похож на 1в1 билд.
Эпоха открытий
Все 5 рабов отправляем на ящики с едой, чтобы как можно быстрее собрать 270 и нажать на спам поселенцев. Из всех ящиков собираем только еду плюс 100 на дом, строим дом. Всеми рабочими добываем мясо, желательно убивать животных как можно ближе к ТЦ. Без остановки спамим поселенцев, когда их становится 14 перестаем спам и переходим во эпоху(с 400 ). Если благодаря кладам и оставшимся ящикам у вас остается 150 и 50 на рынок и апгрейд еды - строим и апгрейдим как можно быстрее. Также если вам не хватает немного ресов (до 20) можно дособирать как можно быстрее и сделать выше перечисленное и продолжить сбор еды, в ином случае рынок не ставим. (1) поставка - 300 в нилле или бесконечный приток дерева в таде.
Как только вы нажали на кнопку перехода, сразу собираем оставшиеся ящики с ресурсами, напоминаю что вам пришла поставка 300 . Параллельно отправляем 3 крестов на место постройки блокхауса, как правило недалеко от базы врага, на то он и раш. Соответственно строим блокхаус. Парочку рабов отправляем на золото, в зависимости от того сколько золота у вас есть и улучшали ли вы рынок. Как правило 3 раба. Если вы играете 3в3 и спамите только стрельцов то нужно собрать золото на апгрейды еды в рынке. Если у вас есть дерево - ставим рынок и апгрейдим еду (охотничьи собаки). Нажимаем на спам 3 поселенцев.
Колониальная эпоха
Сразу же после перехода собираем наши 400 . Нажимаем на спам 5 мушкетов (10 стрельцов) и выбираем (2) 5 казаков (13 стрельцов). Нажимаем на кнопку выгрузки метрополии в блокхаусе. Если у нас до сих пор нет рынка - строим и апгрейдим. Если он есть - делаем второй апгрейд еды. Тут уже на ваше усмотрение, если вы просчитались и вам не хватает ресурсов на спам армии и апгрейдов в рынке - лучше со вторым апом подождать, но сильно затягивать тоже нельзя. На остальной лес строим дома. Понятно что если вы спамите стрельцов, то дерево еще нужно на них, в таком случае у вас дерева больше, а золота четко на апы еды в рынке. Если вы просчитались несильно (или соперники не сыграли ультра агрессивно), то (3) желательно выгрузить 700 , поставить второй блокхаус рядом с первым, если у вас еда далеко от городского центра, там тоже можно построить блокхаус, если вы еще не проапгрейдили еду в рынке - апгрейдим.
Если вы спамите стрельцов, примерно в этом момент можно потратиться на апгрейд дерева в рынке. В зависимости от того, делаете вы стрельцов или мушкетов, (4) должно быть 700 или 700 .
Логика очевидна: еда добывается быстрее всего и лучше добывать еду по максимуму рабами, а дерево и золото выгружать, а не наоборот. Поселенцев нужно спамить нон стоп, без крайней необходимости не делая паузы. В случае необходимости между выгрузкой ресурсов нужно выгружать армию. Помните, Россия побеждает не за счет ультра агро раша, а за счет нанесенного на старте урона и контролирования карты. Дальше вашей задачей будет пуш места сбора ресурсов (которые к слову у врагов быстро будут заканчиваться), пуш врага, если он перешел в эпоху и защита блокхаусов, если враг будет пробовать их снести. Помните, это врагу нужна карта, которая принадлежит вам, а не вам нужно сжечь ему все и сломать.
Бум
Эпоха открытий
Советую делать только в 3в3 .Если вы уверены что соперник не будет рашить, то можно перейти в эпоху с 17 рабами, если такой уверенности нет - то лучше с 14. Сразу стройте дом и рынок и апгрейдите еду при старте с 200 (нужно дособирать 50 и 50 на апгрейд) или при старте с золотом на Великих равнинах, где возле ТЦ почти всегда есть клады с золотом. Если вы хотите построить рынок при старте с золотом, сразу после сбора ящиков стройте рынок , покупайте 100 за 125 , стройте дом и дособирайте нужные 50 и 50 на апгрейд еды. В случае старта с едой (только 100 и без золота) лучше обойтись без рынка. (1) командная еда (+10% к скорости сбора еды с дичи каждому члены команды).
Во время перехода, если у вас еще нет рынка - добываем лес рабами , строим и апгрейдим еду. Добываем 250 на блокхаус, строим его возле городского центра или чуть дальше, в зависимости от местоположения вашего стада, желательно чтобы стадо и работающие рабы были между городским центром и блокхаусом, так чтобы вы заранее видели приближение врага. В переходе сначала добываем дерево на блокхаус и рынок + 50 на апгрейд (если рынке еще нет), затем 270 , чтобы нажать на спам поселенцев . Дальше добываем золото на будущий второй апгрейд еды и еду на будущий спам армии и рабов.
Колониальная эпоха
Собираем дерево с перехода, апгрейдим еду в рынке, строим дома. Даже если вы должны делать стрельцов сначала лучше сделать 10-15 мушкетов для защиты от рейдов. (2) вызываем 700 , или же более жадный вариант (2) апгрейд скорости сбора охоты и только потом (3) 700 (советую сначала потренироваться с первым вариантом, а потом уже действовать более жадно). С 700 ставим второй блокхаус, строим дома и тратим дерево на спам стрельцов.
Почему агрессивный раш плох и нужно делать рабочих и экономику?
Россия имеет очень слабую экономику на старте из-за отсутствия поставок 3 и 5 поселенцев. К примеру Россия переходит с 14 рабами, в то время как Франция с 14 курьерами (=17.5 крестов) и тут же вызывает 4 курьера (5 крестов), итого имея по факту 22.5 креста, в то время как Россия 14. И это отсутствие поставки рабочих дает вариант с выгрузками 300 и военной поставки сразу после перехода, другими словами дает возможность агрессивного старта. Однако что происходит дальше? Россия спамит 3 рабов (еще и за 270 вместо 300 ), за то же время, что любая другая цивилизация только 2. В итоге российская экономика хоть и слабая со старта, однако очень быстро растущая. На мой взгляд не реализация такого преимущества является кощунством. Прибавьте сюда что стрельцы/ мушкеты стоят в основном еду, которая добывается быстрее других ресурсов, прибавьте сюда еще апгрейды с рынком.
На низких уровнях (до старшего лейтенанта в нилле) агро раш возможно будет более эффективен просто по причине слабой способности соперника обороняться, на уровнях повыше all-in раш без спама рабов или без апов в рынке в большинстве случаев будет заканчиваться плохо, особенно если у врагов хорошее стадо.
Общие советы по игре
- При буме даже если вы делаете стрельцов - сделайте сначала пару пачек мушкетов для дефа рейдов.
- При раше , даже если вы делаете стрельцов лучше начать с 5 мушкетов, если ваши союзники делают юнитов позже вас( что будет очень часто), так как ваших стрельцов может поймать кавалерия врага.
- В большинстве ситуаций лучше выгружать 5 казаков первой поставкой и не дожидаясь союзников идти на врага с 5 мушкетами и 5 казаками что бы нанести ему урон до того как у него выйдет армия ( опять таки следите, насколько рано или поздно перешел в эпоху ваш враг, что бы не попасть в ловушку).
- Добавляйте в разные группы стрельцов и мушкетов, так как часто вам придется микрить стрельцами против пехоты, а мушками против кавы. Так же стрельцы имеют более высокую дальность стрельбы, при выборе в один отряд с мушкетами вы убиваете это преимущество.
- Россия отлично бумится и во эпохе и имеет стрельцов, которые отлично работают против комбинации врага эпохи (застрельщк/драгун), поэтому если в вашей команде стоит вопрос кто должен переходить в эпоху, а кто должен делать массу, то в большинстве ситуацией лучше вам быть тем, кто делает массу.
- Как я писал, стрельцы в отличии от русских мушкетеров крайне круты, если ваши союзники смогут защищать вас драгунами / рейтарами получится очень крутая связка, используйте это.
- Отжимайте карту блокхаусами, если у вашего союзника плохая еда, а у вас уже достаточно хорошая эка, скажем 40 + рабов или просто лишнее дерево, прикройте его еду блокхаусом. Если ваш раш перешел в стадию, когда ваше агрессивное ФБ (место постройки первой военной базы) еще стоит, но враг предпочел переход в эпоху пушу, не стесняйтесь отжимать другие куски карты блокхаусами.
- Пуште ресурсы врага, которые со временем должны отдаляться от городского центра, в большинстве случаев пуш экономики будет куда более эффективным пуша построек.
- В средней и в поздней игре будучи в эпохе не забывайте делать опричников и рейдить, у вас в распоряжении лучший юнит для рейдов и быстрого сжигания в игре - используйте это преимущество.
- Во эпохе вам следует выгружать ящики с ресами наперебой с армией по необходимости, также в деке необходим апгрейд армии (бояре). Апгрейды армии и эко карты будут правильными картами в эпохе, где у вас как правило будет 50+ рабов. Хотя вам скорее всего понадобиться 1000 для построек городских центров и апгрейда армии. Также не стоит жадничать выгрузкой 2 пушек в случае нужды.
Для тех кто освоил азы
Ребята не стесняйтесь использовать мозги, следите за игрой, если вы видите, что враг начал агрессивно (например Голландия с 1 военной поставки), то можно где-то отступить, запушить другой фланг. Если вы видите, что комбинацию юнитов нужно менять - меняйте. Возможно нужно добавить казаков или попросить вашего союзника миксить мушкетер и гусар.
Используйте свою механику, пуште разные фланги, гоняйте врагов туда сюда, во время боя не лишним будет послать в рейд пару опричников или казаков, вероятность того, что враг проспит в разы увеличивается. Если у вас например казаки, а враг скажем делает рейтаров и вы видите, что рейтары на одном фланге - идите в рейд на другой. Если вы отжали один фланг, нетрудно догадаться, что эко врага на другом. В общем адаптируйтесь. На освоении азов возможности к прогрессу не заканчиваются.
Кому стоит играть Россией и что это дает
Командный билд при раше максимально похож на 1в1. Если вы 1в1 игрок, который хочет научиться играть в команде - лучше России не придумаешь. Если вы слабый игрок со слабой механикой скажем до лейтенанта, это отличный вариант для новичков, чтобы вообще понять как делать экономику и что вообще происходит. Однако Россия не дает вам опыта в тренировке скирм/гун микро. Также не дает важного опыта защиты от раша, по понятным причинам.