Дисклеймер:
По многочисленным просьбам (одна или две, не помню), будем разбирать гайд по этой циве. Скажу сразу, Португалией играть сложно, а играть эффективно еще сложнее. Поэтому у этого гайда довольно высокий порог вхождения в плане исполнения билдов и контроля над игрой.
Введение
Почему Португалия редко встречается?
Собственно редко встречается, особенно в нилле, где играют на Великих равнинах, как раз по той причине, что играть ими тяжело, а так же довольно тяжело выигрывать, что ни есть одно и тоже.
Почему играть ими тяжело?
Некоторые цивы имеют сильный экономический буст, уровень которого вы сами в праве контролировать, например Британия, Голландия и Япония. Где вы можете хоть сразу поставить 20 домов/4 банка при необходимости. Некоторые цивы имеют сильную экономику со старта и соответственно большое количество свободных ресурсов, например Франция и Германия. Некоторые цивы хороши в раше, контроле карты, имеют сильный потенциал при Семи-ФФ, ФФ. Некоторые цивы сочетают несколько элементов в той или иной силе.
Проблема Португалии в том, что этого всего у нее нет. У Португалии нет поставки поселенцев в и во эпохе, что очень негативно влияет на экономику на начальных стадиях игры, к тому же вам нужно выпускать поселенцев сразу с 2 управ, что еще больше нагружает экономику. Для наглядности возьмем пример, Франция начинает переход во эпоху в 3:00 с 14 курьерами, после перехода выгружает еще 4 курьера ну и выпускает с управы еще 2. Итого 20 курьеров = 25 рабов. Ну а что же у Португалии? Переход во эпоху в 3:00 с 14 поселенцами, потом пусть еще 3 после перехода итого 17 против 25 у Франции. При этом Португалии в довесок нужно тратить ресурсы на выпуск поселенцев с 2 ТЦ. Возникает логичный вопрос, каким образом можно переспамить Францию во эпохе? Ну возможно мы можем сделать ФФ или семи ФФ, но стоп, разве Франция не может сделать так же, но с лучшей экономикой и просто переспамить в эпохе?
Почему ФФ не всегда хорошо?
Когда я смурфлю в нилле на аккаунтах капитана/майора мне гении Евгении пишут, что я помойка, так как не делаю ФФ за Португалию, а каждый уважающий себя "регуляр средних лимитов" знает, что ФФ, это единственный верный и возможный способ игры за Португалию.
Да, у ФФ есть свои плюсы, вы избавляетесь от проблемы того, что вас переспамят во эпохе. Да, вы можете сделать ФФ очень быстро с 700 первой поставкой, в то время как та же Франция или Германия не будут делать такой быстрый ФФ и захотят выгрузить рабочих. Но тут есть 2 проблемы:
- Фактически вы лишаете себя возможности быстро сделать юниты и если вас рашат, может быть очень неприятно, особенно если ваши напарники ниже PR 32 в нилле и не могут дефать 3/2 (тем более 2/1).
- Делая условный ФФ за Голландию с 4 или даже с 3 банками, вы в эпохе в шоколаде, ваша экономика топ, что же получает Португалия? А получает все те же проблемы с очень слабой экономикой, только выпускать рабов нужно еще и с 3 ТЦ, все настолько плохо, что даже проблематично спамить драгун с 1 конюшни и для этого вам придется выгружать 1000 или даже 1000 , при этом ваши союзники ждут от вас реальной помощи, вы же делали ФФ, и вам возможно придется выгружать 5 драгун, 2 органа или 8 кассадоров, что сильно усложнит спам. Да, вы можете сделать ФФ очень быстро, быстрее например той же Франции с ее полу-ФФ, но та же Франция потом довольно быстро вас переспамит.
У Португалии вообще есть какие-то плюсы?
Безусловно. Некоторые из них лежат на поверхности:
- Бесплатные ТЦ, что помогает как быстро выпускать поселенцев, так и просто взять контроль карты.
- В таде это безусловно карта на дальность атаки драгунов.
- Возможность игры на небольшом участке карты.
- Если вы особо не слились, то это мощная экономика в средне-поздней и тем более поздней игре. При правильном составлении дек у вас будут места под большое количество эко карт( особо актуально для ниллы, где карт всего 20). Это тот случай, когда в минусах можно найти свои плюсы: отсутствие поставок рабов и небольшое количество апгрейдов на армию дают дополнительные места в деке.
Вывод
Из всего этого можно сделать вывод, что играть Португалией очень больно в ранней и средней игре, но очень приятно в поздней, однако до поздней вы часто доходить не будете. Отсюда следует логичный вывод, что для того что бы успешно играть за Португалию, нужно решать вопросы с ранней игрой, ранней массой и экономикой.
Как играть за Португалию на ранней стадии?
Как я говорил, делая ФФ у вас фактически нет ресурсов на спам армии, к тому же вы рискуете дать слиться слабеньким союзникам, поэтому мне нравится делать полу-ФФ. Это дает возможность как сделать вашу экономику сильнее за счет эко карточек, так и просто у вас увеличивается количество поселенцев, а следственно возможность спама в эпохе, к тому же вы не сливаете ваших союзников. А против раша вы можете подзадержаться во эпохе при необходимости.
Стратегии
Для того что бы максимально упростить проблемы с исполнением ФФ и невозможностью переспама очень важно правильно оценить ситуацию (рашат, не рашат), выбрать правильный тип юнита для спама и уметь быстро исправлять ситуацию в случаи неправильной оценки ситуации. По сути это и есть причина почему я писал, что билды исполнять будет непросто.
Общее для всех стратегий
Эпоха открытий
Португалии достаточно важно перейти с 13 поселенцами, а не с 14, поэтому рынок ставим только при старте с 200 и наличием кладов на дерево/золото, или при старте с золотом и наличием клада на 50 или кладов на 75 возле ТЦ (обычное дело на равнинах). В других ситуациях рынок не ставим вообще.
Колониальная эпоха
Спам мушкетеров при раше (потенциально рашат вас)
Здесь не до эко карт, ваша задача перейти быстро и выгружать ящики с ресами, "искусственно" поддерживая достойный спам, пока у вас не будет достаточное количество поселенцев, чтобы перебумить врага и спамить за счет ресурсов добытых рабами или перейти в эпоху. В эпохе ничего не выгружаем, ТП в переходе не ставим, если не было рынка ставим его в переходе, апгрейдим по 1 апу еды и золота (если есть проблемы с исполнением билда, ап на золото можно не брать), если рынок стоял со старта, обязательно апаем золото, дополнительно собираем 25/125 , в зависимости от кладов и вашего макро.
Рабов переключаем таким образом, чтобы к концу перехода у вас было хотя бы 200 и 400 , с 400 , полученных с перехода, ставим 2 казармы, выгружаем первой поставкой (1) 700 , второй (2) 700 . С 700 вы легко сделаете 10 мушкетеров, дом вам не нужен, так как второй ТЦ даст нужную популяцию. С 700 ставьте дома, апгрейдите второй ап еды (если у вас было 125 , то апаем сразу после перехода во эпоху). Дальше выгружаем (3) 700 и (4) 600 для поддержания спама, всех или почти всех рабочих соответственно переключаем на сбор еды, если вы хотите переключится на арбалетчиков, выгружаем (5) 600 . При необходимости, в промежутке между этими поставками выгружаем 8 арбалетчиков (эффективнее против раша, а не при). С 600 желательно перейти в эпоху по возможности, так как 600 я не рекомендую добавлять в деку, а больше поставок еды/золота у вас нет. Если вы выгрузили все вышеуказанные карты, но все еще во эпохе, выгружайте +20% к скорости сбору дичи (карта эпохи), а затем и +15% (карта эпохи, в таде альтернативой будет карта "Экономическая теория").
По сути в то время, когда оппоненты будут выгружать поселенцев, вы будете выгружать ресурсы, что более эффективно для спама массы на короткой дистанции. А после выгрузки всех ящиков и эко карт ваша экономика будет потенциально достаточно сильна, чтобы переспамить врагов. Если вы полагаете, что вас будут рашить, лучше спамить арбов или мушкетов, а каву спамить кому-то другому.
Спам арбов при раше (потенциально рашат вас)
Логика точно такая же, что и с мушкетерами, только в переходе вместо апгрейда золота апгрейдим дерево, золота добываем в переходе всего 125 (на второй ап еды сразу после перехода). Остальные рабы на еде, 1-2 рабочих можно переключить на дерево. Ставим 2 казармы. Во эпохе выгружаем (1) 700 (2) 600 , а почти все рабы также на еде. Потом по ситуации, либо (3) 8 арбалетчиков, либо (3) 700 (в этом случае вам предварительно нужно переключить большинство рабов на дерево). Дальше идут либо (4-5) эко карты, либо выгрузка (4-5) 700 и 600 если вы хотите перейти в эпоху или добавить мушкетеров/ гусар. Если вы застряли во эпохе и у вас скажем 35 + поселенцев, можно добыть 250 на второй ап дерева, ну или если вы просто выгрузили все эко карты и ящики на еду и дерево, можно выгрузить 700 и с них сделать ап. Дополнительно стоит добавить, что обязательно нужна карта на улучшенную церковь, которая за 2000 дает 22 арбалетчика и самое главное нереальный буст + 50% к здоровью и атаке всех арбов. Правда апгрейд возможен лишь в эпохе, хотя карта не церковь во . В нилле из-за бага нужно сначала проапать арбов до ветеранов, а только потом использовать апгрейд с церкви.
Спам гусар при раше (потенциально рашат вас)
Этот юнит при раш ситуации мне нравится меньше всего, потому что поставки в 700 и 600 абсолютно не помогут спаму и у вас только 3 карты на ящики с ресами которые могут помочь спаму. Эко карты на еду будут не столь эффективными, да и все это толкает вас к тому, что с 600 нужно сильно стараться перейти в эпоху, иначе банально во эпохе вам будет нечего выгружать, а экономика будет недостаточно хороша, чтобы переспамить соперника, к тому же у многих цив будут апгрейды на гусар, а у вас нет. Тем не менее вы будете оказываться в ситуациях, когда захотите стартовать с кавы. Например, если предполагаете, что вас не рашат, или если вы рашите и хотите сделать полу-ФФ.
В эпохе выгружаем (1) "Экономическую теорию" в таде или (1) карту на 15% процентов к сбору еды в нилле. В переходе ставим ТП. Если у вас не было рынка со старта, лучше не апать золото при переходе, иначе у вас не хватит ресурсов и не получится исполнить билд. Дополнительно добываем 25/125 (в зависимости от кладов и времени постройки рынка). Переводим всех рабов на еду, за исключением 1-2. С 400 строим конюшню, 1-2 дома (в зависимости от количество дерева с которым вы перешли), выгружаем (2) 700 и (3) 600 . Как только приходит 700 апгрейдим еду второй раз. Выгруженного золота должно хватить на 3-4 пачки гусар. Дальше сложно, вам нужно принять выбор , либо (4) 700 либо (4) 700 . 700 помогут спаму, 700 нужно для популяции, ориентируйтесь сами. Если вы потеряли всех гусар, наверное лучше выгрузить еду, если популяция жмет, то дерево, хотя и можно купить 100 на дом в рынке. Важный момент, перед выгрузкой еды вам резко нужно будет переключить всех/почти всех рабов на золото, поэтому для экономики все таки лучше сначала выгрузить 700 и взять оба апа на золото в рынке, перед тем как выгружать 700 и переключать рабов на золото. Далее выгружаем (5) вторую эко карту на еду из деки, при необходимости вклиниваем в очередь 8 арбалетчиков. Дальше по факту выгружать нечего, поэтому лучше перейти в эпоху до этого момента.
Спам гусар если никто не рашит
В таком случае мне нравится 5 гусар полу-ФФ. Все так же как и при раше, только с 600 переходим в эпоху. Если вы чувствуете, что выгружаете 600 , а еды на переход очень мало, то можно предварительно с помощью гусар взять клад на опыт и выгрузить 700 . Также желательно выгрузить и 700 , тут смотрите сами по вашему опыту для поставки, как ни крути после перехода в эпоху у вас должна быть доступная поставка, ну или чуточку до нее не хватить.
Спам мушкетер никто не рашит
Это тот случай, когда можно сделать очень хорошую экономику, с помощью эко карт, так как у вас нет поставок поселенцев и спам с 2 казарм вам не нужен. Забавно, обычно эко карты выгружаются в средне-поздней и поздней игре, когда от них есть большой толк, мы же их выгружаем что бы хоть как-то быть забущенным в ранне-средней и средней игре. В эпохе выгружаем (1) эко карту, в переходе ставим трейд пост. В 125 нет необходимости, можно собрать 25 , лучше проапать золото при переходе. С 400 сторим казарму, дом , апгрейд еды в рынке, (2) картой выгружаем +20% к сбору еды из метрополии. Далее мне нравятся (3) 700 (4) 700 (5) 600 и переход в эпоху. Лучше (3) 700 (4) 700 (5) 600 и переход в эпоху или переход после (4) 700 . В теории можно вообще выгрузить (3) 700 сразу после эко карты и перейти, ну или (3) 700 (4) 600 без дерева, но мне нравится ставить с 700 вторую казарму и немного застревать во эпохе, так как масса мушкетеров хорошая идея при выгрузке органов после перехода и последующем пушем, к тому же у вас уже есть антикав и можно спамить кассадоров не боясь что вас сольют союзники.
Спам мушкетеров, когда вы думали что вас не рашат, но вас рашат.
С кавой проще, билды с идентичным стартом. Но что делать с пехотой? Если вы внезапно обнаружили, что вас рашат, а вы уже например поставили трейд пост. Во многом для этого мы и ставим трейд пост при переходе во эпоху, чтобы в случае раша опыт с трейд поста компенсировал опыт, который мы потратили на поставку в эпохе и мы смогли так же выгрузить в подряд (2) 700 (3) 700 . То есть по сути билд эпохи такой же как при раше. Да, у вас будет меньше ресов при переходе во эпоху и возможно между 700 и 700 будет временной промежуток, но эко карта в эпохе , а также дальнейший буст от ТП немного сгладит ситуацию. Реальные проблемы у вас будут если вы уже выгрузите во эпохе (2) карту +20% к сбору еды и только потом поймете, что вас рашат, но к этому моменту вы обязаны все разведать. Однако все же если так случилось, можно попробовать оставаться с 1 казармой и попробовать выгрузить (3) 8 арбалетчиков, чтобы немного компенсировать отсутствие массы, а затем купить на рынке дерево на вторую казарму и выгружать ящики с ресами, но лучше до такой ситуации не доводить. Вообще если вы полагаете, что вас будут рашить, лучше не рисковать и использовать билд против раша, а новичкам так вообще использовать этот билд всегда. Если окажется, что вас не рашат, вам никто не мешает выгрузить ту же эко карту во эпохе.
Эпоха крепостей
Исходя из предыдущего текста можно сделать вывод, что в эпохе вы будете оказываться в разных ситуациях, с разными типами войск и разными юнитами. Если вы делали полу-ФФ с кавалерией, то при необходимости выгружайте органы, кассадоров или 5 драгун, если необходимости нет и никто никого не пушит, мне нравится поставка в 1000 . Проблема в том, что соперник на каве, делающий полу-ФФ, вас просто переспамит драгунами, однако когда он выгрузит 1000 , то пойдет ставить ТЦ. Вам же это не нужно, поэтому 1000 можно использовать на апгрейды гун, в частности в арсенале, таким образом имея на + 2 очка дальности стрельбы больше, вы сможете эффективно сражаться с большей массой гунов соперника. Также это очень хорошая идея против мушкетеров. Дальше стандартно: форт, эко карты, апгрейд гунов в деке и так далее. Если речь касается ниллы, мне не особо нравится идея перехода в эпоху, так как вы и в эпохе можете сделать отличное эко и вам нужно делать массу, иначе ваших соперников могут скушать. В таде карта на дальность драгун может себя оправдать, но не всегда.
Если вы играли через мушкетеров, мне очень нравится выгрузка органов и пуш, даже если никто никого не рашил, а также спам кассадоров. Когда вы почувствуете, что мушкетов осталось мало, а союзники не поддерживают, можно добавить гун. В остальном же все так же как и с кавой: форт, 1000 , эко карты, пригодится и улучшенный арсенал.
В ситуации с арбалетчиками отлично подойдет карта на церковь, в остальном же все так же. Мне не нравится спам арбов если никто никого не рашит. Хотя карта на арбов может вас спасти при любой комбинации юнитов, если вы сидите без карты, а соответственно без рудников. Все таки мельницы дешевле плантаций.
Дополнительной опцией к вашим основным юнитам может стать пугающая поставка мамлюков, а также постройка литейного завода и органов, особенно если вы чувствуете, что не можете переспамить легкую пехоту врага.
Поздняя игра
Если игра затянется, ваша экономика за счет эко карт и множества ТЦ скорее всего будет топовей и будет развиваться тем сильнее, чем дальше затягивается игра. В этой ситуации важно тащить команду, комбинировать юниты, защищать союзников и рейдить. Короче, нужно заливать соляру, а не переходить в 10 эпоху и думать, какой ты красавчик и какие плохие союзники.